Закваска фарисейская

22.10.2019

Я хотел сегодня немножко поговорить о фарисействе: что такое фарисейство, и почему Христос так строго обличал фарисеев. Когда мы говорим слово «фарисейство» или «фарисей», думаю, что для нас очень многих это хорошо понятное выражение.

Итак, что такое – фарисей. Это лицемер. Тот, который делает внешний вид, что все хорошо, а на самом деле в сущности или внутри – совершенно по-другому. Я хотел сегодня поговорить именно о фарисействе и о его прямой противоположности. Как вы думаете, что является противоположностью фарисейства? Например, у нас в христианстве? Фарисейство и, наверное, живая вера. Или по-другому можно было бы сказать: фарисейство – это просто внешний обряд, который не имеет сущности внутри, и противоположностью его я бы назвал (есть такое слово в христианстве) – таинство.

Знаете, что такое таинство или что такое обряд? Обряд, если посмотреть в словарь (я прочитаю может быть достаточно сложное объяснение этого слова), – это совокупность действий стереотипного характера, которым присуще символическое значение. Или иными словами – традиционные действия человека. То есть то, что человек делает традиционно, то, что он привык делать. Мы иногда говорим: это традиция, или другим словом – обряд.

Таинство, наоборот, (оно тоже имеет много сложных объяснений, но я бы просто сказал в христианстве) – это приобщение верующего к Божественной благодати. Или другими словами: когда с каким-либо действием происходит внутренняя духовная составляющая, или, как мы иногда говорим, – человек получает благословение, Бог начинает действовать. Таинство – это что-то невидимое, то, что невозможно увидеть, то, на что невозможно человеку повлиять. Это то, что происходит внутри.

Часто в нашей жизни, в нашей практике мы слышим, что молодежь задает вопросы: почему мы так делаем? почему у нас в церкви принято вот так-то делать? это традиции? так поступать, так делать, так проводить служения – это всё традиции, это обряд?

И у нас не всегда есть правильный ответ на эти вопросы. Ведь что ответить? Что сказать? Почему мы действительно делаем то, что мы делаем в церкви? Может это является обрядом? Может быть это традиция, которая не имеет никакого смысла? Братья и сестры, этот текст, который я прочитал, на первый взгляд хорошо нам известен. Но я хотел бы, чтобы вы подумали и посмотрели: фарисеев, которых осуждал Христос, очень много.

Но если посмотреть по-другому, и не торопиться осуждать их, если просто подумать, то в общем-то фарисеи – это те, кто изучал закон, это те, кто совершали некие служения в храме вместе со священниками и первосвященниками. Ну, а разве не сам Господь дал форму служения? Он же заповедал когда-то Моисею: как совершать жертвоприношения, как совершать служения в храме. Допустим, когда Бог дал Моисею закон, и когда они в Скинии совершали служения, когда совершали жертвоприношения, когда Давид участвовал в этом тоже и приносил жертвы, Бог не осуждал их за это. Почему вдруг во времена фарисеев, а точнее во времена Христа, Иисус Христос так строго осуждал фарисеев? Что произошло?

Вы знаете, если подумать, то на самом деле они [фарисеи] очень многое делали. Фарисеи делали очень много. Они знали закон, они исполняли букву закона очень строго. Я не думаю, что они позволяли себе кушать нечистую пищу. Я не думаю! А для этого нужно было сдерживать себя. Я не думаю, что они позволяли себе какие-то вольности. И, вы знаете, решив посвятить свою жизнь исполнениям обрядов, я думаю, что они от много отказывались.

Павел, когда пишет о себе во Втором послании Коринфянам, он говорит о том, что «я – фарисей, от фарисеев непорочный по закону, что я был ревнитель по Богу». Они оставляли очень много, они отдавали очень много, они жили этим служением. И то, что они делали, люди не осуждали очень часто. Они смотрели и видели как-бы образец для подражания. Мы знаем, что они отдавали десятину, мы знаем, что они имели посты. Помните, как фарисей молился: я пощусь два раза в неделю. Кто из нас это делает? Они отдавали десятину не просто с общего, помните, как Христос говорил, они отдавали даже с самых мелких вещей десятину. Кто из нас это делает? Они молились очень много. Я думаю, что нам стоило бы даже поучиться у них некоторым вещам. И это не просто так давалось; они действительно отдавали очень много.

Но в чем тогда проблема? Почему, обратите внимание, Христос говорит: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры.. Почему? За что Христос их осуждает? В чем была причина этого осуждения? Причина была в том, что выполнялось внешнее, но не было сути. Другими словами: они молились, они делали добрые дела, но как?! Помните, как Христос говорит о том, как они молились: они выходили на углы улиц и молились. Они делали добрые дела, но для чего?! И трубили об этом для чего? Для того, чтобы их прославили люди. Посмотрите, причина была не в том, что они делали. И причины не было в том, что они мало делали, или может нужно было как-то по-другому делать. Причина была в другом! Причина или их вина была в том, как они это делали, что двигало ими, что было внутри, какие были мотивы. И в этом была причина. За это Христос их и осуждал. Потому что внешне они делали очень много.

Я бы сказал, что они совершали этот ритуал, этот обряд, они были очень дотошными, точными исполнителями внешней части. А внутри? Внутри потеряли. Суть потеряли. Потеряли понимание того, почему это нужно было делать. Они потеряли внутреннюю чистоту, они потеряли правильную внутреннюю мотивацию. Они делали это не для Бога, они делали это для людей, они делали это для себя.

Братья и сестры, вы знаете, это серьезная причина. Обратите внимание на то, что Христос говорит (посмотрите еще раз на этот текст):

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».

Братья и сестры, я, рассуждая об этом, думая об этом, хотел бы, чтобы мы вместе с вами подумали о нашей жизни, о нашем служении, о том, как мы живем. Наше христианство, наша христианская жизнь не становится просто обрядом? Не становится просто формой? И мы теряем суть, и таинства не происходит?

Знаете, я хочу сказать, что во многих вещах у нас это может произойти. И я думаю, что большие проблемы в нашей жизни – физической, материальной, семейной – происходят очень часто от этого. Я скажу вам, что посещение собрания – важная часть в нашей христианской жизни. Мы посещаем собрания! Но я скажу вот что. Сегодня большая половина служения уже прошла, вы взяли себе что-то из него? Что-то получили для своего сердца? Мы можем годами ходить в церковь, и это будет просто обрядом. Но посещение собрания может быть не обрядом! Посещение собрания может быть таинством! Что это значит? Таинство происходит тогда, когда я пришел на собрание и когда получил я от Бога слово, когда я побыл в общении с Богом, когда я получил назидание своей душе, и это зависит от меня. Я могу ходить на служения регулярно, я могу годами посещать церковь, я могу не пропускать ни одного служения, но это может быть просто формой, которая не меняет меня внутри, и таинства – чего-то внутреннего, невидимого – не будет происходить! Почему? Почему я хожу на собрания? Увидеть моих друзей, родных? Пообщаться? Может быть себя показать? Может быть совершенно другая какая-то цель? Может быть у меня есть какое-то дело, ради которого я прихожу? И я совершенно не слышу, что происходит.. Моего сердца нет здесь.. В сердце не попадает никакое слово.. Вот это будет стопроцентным обрядом!

Означает ли это, что не нужно ходить на собрания? Наверное, нет. Означает ли это, что не нужно тогда ничего делать? Нет! Но нужно делать правильно! С правильным побуждением, с правильным намерением и с правильным подходом. Вот и все! И, смотрите, когда Христос говорил фарисеям достаточно строгие слова, он говорит: фарисей слепой! лицемер! вы – гробы окрашенные, которые снаружи кажетесь красивыми!

А я хотел бы спросить вас, братья и сестры: вы думали когда-нибудь о том, чем отличается гроб от хрустальной вазы? Здесь – в Америке – у меня была возможность уже дважды быть в Funeral home, и выбирать гробы для похорон. Когда у нас умерли мама и папа, я был в этом Funeral home. И когда вас заводят в комнату, где стоит много разных гробов, начиная, наверное, долларов от семисот-восьмисот, и заканчивая пятнадцатью тысячами за один только гроб, вы видите, что они снаружи действительно очень красивые. Кто бы хотел дома иметь его? Я думаю, что ни один из вас, правда?

А не появляется у вас вот такая мысль: наше христианство, наша христианская жизнь может быть похожей на это. Если я иду в воскресенье на собрание, и я исполняю то, что я делаю, но моей сути, сути жизни христианской – нет! Если я пришел на собрание, а у меня мысли только том, чтобы увидеть какой-то недостаток, кого-то осудить, где-то за что-то зацепиться, кого-то обсудить, о ком-то подумать и тому подобное, и на протяжении всего собрания так происходит, и может так происходит не одно воскресенье, и может так происходит из воскресенья в воскресенье, то вот это обряд! Это самый настоящий обряд! И никакого таинства не происходит! Никакого благословения не происходит!

Братья и сестры, я не хочу сказать, что я святой, а все остальные – нет. Я ловлю себя часто на мысли именно об этом! Когда прошло собрание я думаю: а я взял себе что-нибудь? У меня хватает возможности, допустим, думать: как проповедник проповедует, там он сказал не то, там можно было бы что-то поменять, там это не так, там хор спел не то; и мы иногда думаем, хор спел может быть не совсем красиво, или, наоборот, спел очень классно, красиво, торжественно, но никакого слова я не услышал, никакой сути из этой песни я не взял, ни из стихотворения, ни из чего… И что это? Я потерял благословение! У меня остался только обряд, только внешняя оболочка.

Вы знаете, я хочу сказать, что во многих вещах, все, что мы делаем в церкви, оно происходит традиционно, как уже принято, оно происходит регулярно, оно постоянно. Почему у нас так происходит? Как бы оно не происходило, любая вещь, любое служение можно сделать, оно все-равно будет традицией, у каждого могут быть свои традиции или свои обряды, но на самом деле любое действие, которое происходит в церкви может быть просто обрядом, а может быть таинством.

Ну, например. Молитва может быть обрядом. Когда я молюсь перед едой, когда я молюсь на ночь, когда мы молимся где-бы то ни было, молитва может быть обрядом. Согласны? Правда, молитва может быть обрядом? Если это просто привычные слова. А когда молитва может быть таинством? Когда она будет по-настоящему общением с Богом, когда я буду внутренне искренне молиться, когда я буду обращаться к Богу, молясь и говоря слова. Это будет таинство. Бог, слыша, ответит. Фарисеи молились? Наверное, молились, и, точно, молились много! Молитва была услышана? Христос сказал: они уже получают награду свою здесь. А как он сказал молиться? Зайди в комнату твою, и помолись Отцу так, чтобы Он это услышал.

Братья и сестры, когда мы молимся в церкви, нам достаточно сложно молиться вслух, и у нас большая часть церкви вслух не молится. Но самое сложное, знаете, в чем заключается? Когда я молюсь в слух, очень часто я контролирую себя, что я говорю, как я помолюсь, как меня услышат, теряя понимание, что это молитва к Богу. И если я, молясь, думаю только о том, что происходит вокруг, это будет просто обряд!

Причастие может быть обрядом, а может быть таинством. Когда мы совершаем вечерю Господню, если я совершаю это просто по обычаю, и это просто так нужно, то это будет просто обряд. Но если я, рассуждая, сужу себя, размышляю о том, что происходит, это будет большое благословение. Крещение может быть обрядом. Почему мы совершаем именно так вечерю, вот точно так, как мы приняли? Почему мы совершаем крещение таким образом? Оно может быть обрядом. Оно может быть просто пустым делом, если за этим не стоит мое серьезное отношение.

Вы знаете, братья и сестры, я хочу сказать, что даже служение в церкви может быть обрядом. Казалось бы.. Но служение действительно может быть обрядом. Я скажу, что пение в хоре может быть обрядом. Если хористы поют в хоре и думают только о том, как красиво спеть, как создать впечатление, как правильно спеть, не имея ввиду того, что это поклонение Богу и слава Богу, и не делать этого от души, то это будет просто обрядом. И любое служение в церкви: что движет мною, почему я делаю это, – это может быть обрядом. Но может быть благословением и таинством!

Знаете, братья и сестры, я хочу сказать, что многие вещи, особенно в нашей жизни, в служении в церкви, даже пожертвования, могут быть обрядом. Когда я жертвую в церковь – почему я жертвую? Писание говорит, что если я жертвую с каким-то намерением, или потому что есть от кого-то понуждение пожертвовать, то есть я вынуждено это делаю, я делаю это с неправильным мотивом, то это просто обряд, который не приносит благословение.

В Новом Завете написано, что доброхотно дающего любит Бог! А что, Бог других не любит? Ну, что, Он любит только тех, кто жертвует? Наверное, немножко другая любовь там. В Книге Пророка Малахии написано по-другому. Там написано, что Бог говорит:

«Испытайте Меня, не открою ли Я вам источников небесных? окна небесные не открою ли»?

Получается, что если я жертвую что-то просто потому, что так нужно, потому что так принято, или потому что кто-то увидит, что я не жертвую, если мое пожертвование является таковым, то это просто обряд, который не имеет ни благословения, ни сути, и в котором таинства духовного не происходит.

Братья и сестры, хочу сказать, что может стоит коснуться еще одного вопроса, который касается нашей церковной жизни. Иногда мы говорим о внешнем виде в нашей церкви, мы говорим об этом молодежи, мы говорим это членам церкви. И в ответ нам иногда отвечают, что это просто так принято, это такая традиция: так одеваться, так ходить в церковь, что-то носить, а что-то не носить. Я хочу сказать, что в этом тоже может проявляться обряд, обрядность. Что я имею ввиду? Когда я иду на собрание, когда мы идем на служение, – зачем мы туда идем? Почему мы туда идем?

В православии, если кто-либо из вас когда-нибудь ходил в православный храм, вы знаете, насколько там строго обращают внимание на внешний вид. А знаете почему? Я никогда не думал почему так требовательно там к этому относятся. Однажды я услышал интересное объяснение этому, и я хочу поделиться им с вами. И я полагаю, что в этом есть очень большой смысл, почему они за форму одежды настолько строги. Идея вот откуда пришла. Может это где-то чересчур, может это перегибается, как мы говорим иногда, но идея вот такая. Когда человек идет в храм Божий, или дом Божий, то зачем он туда идет? Он идет предстать перед Богом, правда же! Побыть в общении с Богом. И мысль вот какая: когда я прихожу в храм, меня ничего не должно отвлекать от этого! То есть меня никто и ничто не должно отвлечь от того, чтобы я побыл в общении с Богом! Но если мой внешний вид, или моя одежда, или мои украшения привлекают чье-то внимание, или отвлекают от цели, с которой существует вообще дом молитвы или храм, то в этом серьезная проблема! Когда человек пришел в храм побыть в общении с Богом, услышать слово Божье, но на самом деле отвлечен совершенно другими вещами, то в этом смысле именно так это и происходит. Посещение церкви становится не для того, чтобы поклониться Богу, а посещение церкви превращается во что-то совершенно иное.

Вы знаете, братья и сестры, хочу оставить в заключении еще один стих, который Христос сказал ученикам своим. Вообще Христос очень много раз обличал фарисеев именно по этой сути, причине, что внешне они это делали, но внутренне – нет.

Интересны слова Христа в этом тексте, что я уже прочитал: очисти внутренность сначала, и внешность будет чистой. Понимаете? Что происходит, если у меня правильные побуждения, если у меня внутренне правильный подход, если я молюсь, если я совершаю какое-то служение либо совершаю что-либо иное, если я имею к этому правильный подход и правильную мотивацию, тогда Бог благословляет!

Помните, Христос сказал однажды фарисеям, по-моему:

«Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»!

Однажды Христос сказал ученикам вот такое слово (Евангелие от Матфея, пятая глава, двадцатый стих):

«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

Братья и сестры, не потому ли в наших христианских кругах слишком много разводов? Потому что сочетание в церкви потеряло суть свою, а имеет только форму? Не потому ли наша жизнь не меняется, что мы только имеем внешность, но не суть.

Страшно подумать, что христианство или церковь, которая однажды была создана Иисусом Христом, превращается или приходит к такому состоянию, к какому пришло фарисейство в те времена. Христос сказал: если праведность ваша не превзойдет..! А праведность фарисеев была какой? Внешней! Праведность их была только наружная. И если все, что мы делаем, имеет только внешний вид, но не имеет сути, то Христос очень четко и ясно сказал об этом: не войдете в Царство Небесное!

Я хочу, братья и сестры, оставить это сегодня каждому из нас в пожелание: все, что мы не делаем, именно в христианской среде, именно в церкви, мы должны понимать: что это! для чего это! Чтобы мы имели суть правильную, чтобы мы действительно это делали не пред людьми, а делали пред Богом, чтобы мы не потеряли этого благословения от Бога.

Пусть благословит нас в этом Бог!       

                                                                                               Игорь К.

Если вы, знакомясь с этой информацией нашли что-то полезное, поделитесь ею со своими   друзьями и обсудите вместе.

Просмотров: 385

  • Проповеди |
  • Комментарии к записи Закваска фарисейская отключены

Комментарии закрыты.