О ЦЫГАНАХ

30.06.2017

Цыгане обособленная, странная народность. Все их вроде бы знают, но происхождение этого народа малоизвестно. Однажды кто- то из ближайших друзей Адольфа Гитлера сказал, что в его окружении много евреев. На это он ответил: « я лучше знаю кто еврей, а кто не еврей».
Я это вспомнил к вопросу, почему Гитлер уничтожал евреев и цыган. Это действительно о чём то говорит. Серьёзные, беспристрастные исследователи утверждают, что это одно из потерянных колен Израиля. До сих пор считают, что десять колен этого народа потерялись. То есть полностью ассимилировались с другими народами. О цыганах этого не скажешь. Они как иудеи не смешиваются с окружающими. Контакты с другими допускаются по необходимости: экономической или вынужденной. По каким признакам всё же можно считать, что у цыган и евреев корни одни или хотя-бы близкие:
Образ жизни шатровый. Как жили праотцы Авраам и его потомки в шатрах. Свои поселения закрытые для посторонних. Так же как и евреи, они считают себя высшей расой.
Тех, кто не является цыганом, цыгане называют термином gaje (гадже). Gaje, для цыган, «нечистые» существа, гадже любого пола и возраста нечисты абсолютно, без каких-либо исключений. Обман гадже (не цыгана) считается не пороком, а добродетелью.
Религия цыган адаптирована под христианство, но с цыганскими фокусами – этакие католики с еврейскими прибамбасами. Цыгане утверждают, что их предки жили в Израиле с незапамятных времён.
Сексуальная жизнь у них регламентирована еврейским ортодоксальным правилам. Цыгане делают обрезание. Вообще есть много общего, какая то близость, между цыганами и евреями…
Цыгане, нас тоже за людей не считают и называют “ГАДЖЕ” (гои по еврейский).
Жизнь в обществах регулируется поместными судьями. Как у евреев Ветхого Завета. Соблюдение традиций предков обязательно. Язык чуть похожий на еврейский.
Зажигательная музыка и пляски, как и у евреев.
Внешние признаки: волосы, бороды как у ортодоксальных иудеев.
Так же делят животных на чистых и нечистых как в иудаизме.
У цыган распространён сплошной обман и гадания. Видимо наследство от праотца Иакова.
Ещё одна характерная особенность цыганского народа это большое количество врождённых больных детей. Это физически и психически больные. Ознакомьтесь с Библией и вас удивит, какое большое количество бездетных, от рождения хромых, слепых, психически ненормальных и бесноватых. Не малую роль в этих народах играет инцест. Смешиваться с другими народами запрещено, а с родственниками можно. Вот и результат. Итальянский учёный психолог Чезаре Ламброзо исследовал людей различных национальностей и пришёл к заключению, что среди еврейского народа больных и психических отклонений в 6 раз больше чем среди людей других наций. Племенная жизнь. Кровосмешение с родственниками. Вот и у цыган происходит тоже самое.
На католическом Западе, вскоре после появления цыган, повсеместно были приняты законы об их изгнании, а начиная с XVIII века, цыган обвиняют в преступных наклонностях, подтверждая это множеством накопленных к тому времени фактов.
Продолжение по http://ksatra.livejournal.com/6968.html

При упоминании слова “цыгане” из глубин памяти всплывают разрозненные эпизоды… В далёком детстве взрослые нас ими стращали. Что потом цыгане делают с украденными детьми, толком не знал никто, но определённо, их надо было бояться… В плацкартный вагон поезда втискивается целый табор. Крикливые цыганки, бесенята-цыганята, золотозубые ромалы в жилетках и хромовых сапогах с баулами, узлами, свёрнутыми палатками и домашней живностью. До конца поездки я судорожно сжимал в кармане кошелёк.

В моде ботинки на толстой подошве. Мой друг покупает “писк” у цыган. Через день “импорт” разваливается. Цыгане отрывают от туфель “Скороход” фабричные подошвы и взамен присобачивают на клее обрезки автомобильных шин. Цыганская диаспора города — “полномочный дистрибьютор” ведущих обувных и швейных фирм мира — только у них всегда и в широком ассортименте “Саламандра”, “Пума”.
Впечатления последних лет. Центр Праги похож на гигантский табор, назойливые, приставучие цыганки на каждом углу. Говорят, в Риме их ещё больше…

У собора Гауди в Барселоне жгучие брюнетки предлагают ошалевшим туристам бесплатные цветы гвоздики. Если потенциальный клиент не реагирует на любезность, цветы бесцеремонно отнимают и вручают следующему…

Париж. У Эйфелевой башни, на Монмартре цыганки с дорогими цифровыми камерами просят туристов помочь сделать снимок. Главное, выйти на контакт, дальше дело уже другой техники, наработанной веками, в которой они непревзойдённые специалисты.

В том, что цыганское племя вездесуще, довелось убедиться уже в Америке. В моем Луисвилле захожу в один непритязательный магазин, следом три женщины в длинных юбках с ватагой чернявой детворы. К ужасу хозяина цыганская поросль растекается по всем углам магазина и начинает потрошить упаковки товаров. Уследить за всеми невозможно, и наверняка они потом вышли с “честно заработанной” добычей.

 

Сказать, что меня как-то особо интриговала цыганская тема,
интерес. В американской компании мы с 45-летней Зоей (Zoye) и ее мужем оказались за одним столом. В таких ситуациях беседа обычно исчерпывается набором стандартных фраз, но узнав, что я русский, моя соседка поведала, что ее предки тоже из России. Моя неожиданная “землячка” оказалась правнучкой русских цыган, перебравшихся в Америку в конце XIX-го века. Облик интеллигентной современной женщины и ее преуспевающего “белого” мужа как-то не вязался с цыганскими стереотипами, хотя, как потом рассказала Зоя, она чистокровная цыганка. Ее настоящее имя Зурка. После первого раннего брака во второй раз вышла замуж за нецыгана, тем самым совершив одно из страшнейших цыганских преступлений. Двадцать пять лет назад Зурка уехала из Калифорнии и с тех пор ничего не знает о родителях и своем таборе. Для них она отрезанный ломоть. Ее дети и будущие внуки уже никогда не будут ромами. Мало того, что Зурка порвала с табором, но еще закончила не только школу, но и колледж. По цыганским стандартам, немыслимое образование!
При второй встрече мы опять вернулись к цыганской теме, потом снова и снова. Затем Зоя снабдила меня специальной литературой по своему выбору. По её словам, достоверных источников о жизни цыган немного, в основном, спекуляции. Цыганское общество очень закрытое, посторонним вход туда запрещён, а если кто и попадёт, ему покажут ту картину, какую захотят сами цыгане. Зоя стала моим бескорыстным гидом и консультантом в загадочном мире американских ромов. За что я приношу ей глубокую благодарность.
Из Персии цыгане двинулись в Армению, где их перекрестили в Lom. И уже в Греции получили окончательный вариант своего имени — Rom, ромы. В силу своей прирождённой музыкальности, цыгане легко усваивали местные языки, и до сих пор в их речи много греческих, армянских и частично русских слов. В XIV-XV веках начинается освоение цыганами России, Восточной, а затем и Западной Европы.
К сотворенным самими цыганами мифам о своем “особом происхождении”. Еще лет двести назад ученые на полном серьезе считали их евреями. И как ни странно, для этой версии были основания. В цыганской религии и обрядах очень многое перекликается с еврейской ортодоксией — от непризнания Иисуса сыном Божьим до обрезания.
Несмотря на то, что евреи всегда тянулись к знаниям, а цыгане были безграмотными и без претензий на мессианство, судьбы этих народов оказались схожими. Те и другие — вечные странники. В средневековье евреев и цыган считали повинными в эпидемиях чумы и холеры и загоняли в гетто, иногда совместные. Испанские цыгане даже иногда избирали евреев своими баронами. К обоим народам в Европе было негативное отношение. Евреям устраивали погромы и сгон. Наверное, нынче цыганам вольготнее всего в США. В отличие от европейских стран, здесь не пытаются их “оседлать” и ассимилировать, позволяя жить по своим вековым законам. Хотя первые цыгане в Америке появились отнюдь не добровольно. Около 300 лет тому назад их депортировали из Англии и Франции. Португалия и Испания избавлялись от своих ромов, высаживая на Карибских островах, в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Южной Америке… Многие из потомков этих переселенцев затем перебрались в США и Канаду, но сохранили коммерческие и родственные связи со странами исхода, поэтому американские цыгане, в основном, неплохо говорят по-испански.
Наберитесь терпения, читатель. Ниже пойдет немного скучная часть моей “поэмы”, но без нее будет непонятно остальное. Итак, в мире сейчас около 8-10 миллионов цыган, объединенных в 13 этносов. Самый крупный из них — ромы. В свою очередь ромы делятся на четыре нации — natsia: Machwaya, Lowara, Kalderasha, Churara. Разница между ними в диалектах, некоторых обычаях, но основа одна. Хотя внутри цыганской субкультуры принадлежность к той или иной natsii весьма важна. На вершине иерархии стоят Machwaya, все остальные пониже.
“Пограничные” с цыганами этносы: Rom Americo — цыгане, потерявшие свой язык; американские и английские цыгане, не говорящие на romanes, но соблюдающие цыганские традиции; ирландские и шотландские travelers — они ведут цыганский образ жизни, но ромы не считают их цыганами. Истинных цыган определяют по трем признакам — кочевому, или хотя бы наполовину, образу жизни, принадлежности к той или иной natsii, языку romanes.
Каждый цыган связан с четырьмя социальными образованиями сразу — natsia, kumpania, vitsa, familia. О нации мы уже знаем. Это объединение цыган на основе яли с насиженных мест, цыган,
языковой принадлежности. Территория здесь второстепенный фактор. Например, Machwaya могут жить в разных странах и даже на разных континентах. А вот следующая по рангу kumpania это социальный, политический и экономический союз цыган на данной территории.

Vitsa — объединение (до 2-3 тысяч человек) для достижения каких-то рабочих или экономических целей. Когда vitsa становится слишком большой, от нее отпочковываются новые. В честь нового отца-основателя vitsa получает его имя. Но для этого надо быть выдающейся личностью. Например, основателями vitsa были знаменитый конокрад, мужчина весом в 300 кг., мошенник со 140 арестами. Цыгане практичные люди и их vitsа имеют очень подвижные формы. Есть надобность — семьи объединяются; надобность отпала — распадаются. Familia, совсем по Энгельсу, основная ячейка общества на основе кровно-родственных связей. Как правило, в “фамилию” входят 5-10 самостоятельных хозяйств, которые избирают себе старейшину.

Из всех этих союзов для ромов самая важная kumpania. Она что-то вроде цыганской КПСС — руководящая и направляющая сила общества. Вся личная, социальная, экономическая жизнь цыган проходит в рамках этого жесткого союза, всевидящее око “партии” регулирует все аспекты, ей до всего есть дело.
В США проживает около миллиона цыган. Существует миф, что ромы живут только в больших городах. На самом деле, половина цыган разбросана по весям провинциальной Америки. Каждый третий американский цыган живёт в Калифорнии. Цифра “миллион” весьма приблизительная, и в этом “виноваты” сами цыгане. В силу менталитета они стремятся увиливать от переписей населения, а если деваться некуда, врут переписчикам с три короба, выдавая себя за кого угодно: мексиканцев, венесуэльцев, греков и даже индейцев.
писать, дипломатические таланты. Ценятся знаки внимания от власть предержащих — совместные фотографии с мэром или губернатором, почетные грамоты — все, что свидетельствует об “уважении” к барону.

Цыгане-мужчины любят голубые или зеленые блестящие костюмы, парни — фиолетовые брюки и вычурные рубашки. В бессменной моде золотые зубы и ковбойский прикид. В соответствии с ней “униформа” барона — широкополая шляпа, ковбойские сапоги, жилетка, ремень с серебряной пряжкой, золотая бляха шерифа. Один из парадоксов цыганского уклада — женщины-“чифы” вовсе не редкость. Только они зовутся не Rom baro, а Phuri dae — “старая мать”. Возраст — очень важный фактор в цыганской жизни, степень общественного уважения растет вместе с прожитыми годами, равно мужчин и женщин.

Кроме официального административного деления карта США имеет еще и цыганское. Вся территория страны поделена между “кумпаниями”. Они контролируют не только города и штаты, но и важные транспортные артерии, вокзалы, курорты, туристические центры, верфи, порты, рынки… В компактных больших городах, таких как Чикаго или Нью-Йорк, границы между “кумпаниями” обычно идут поквартально, в протяженных, таких как Лос-Анджелес, — по большим перекресткам, в провинции — по графствам.

Настоящие ромы — прирожденные бродяги; даже если они ведут формально оседлый образ жизни, несколько месяцев в году проводят в дороге. Цыгане путешествуют не просто так — для этого у них есть масса экономических, социальных и личных причин. Исторически кочевой образ жизни давал возможность цыганам минимально находиться под оком властей — пока приглядятся, тех и след простыл. Цыганская организация наиболее ярко проявляется во время кочевий — все вместе, все на виду, все за всех.
В охоте к перемене мест заложен и экономический смысл. Если в одном месте плохо, цыган, не задумываясь, двинется в путь в поисках лучшего. Помогают выжить агрессивные формы коммерческого поведения. Цыган легко меняет занятия. Этим летом он подвизается на ярмарках или торгует на улице сувенирами, на следующее наймется на уборку урожая или на стройку. Зимой цыгане предпочитают сидеть на месте, подторговывают подержанными машинами, кладут асфальт на подъездных дорогах, собирают металлолом…

С наступлением тепла их тянет в дорогу. Иногда они находят нестандартные занятия. Например, ездят по мексиканской глухомани с киноустановками и крутят популярные там старые ковбойские фильмы. Или едут в Белиз, снимают отель, заказывают на радио и в газетах объявления об удивительных способностях экстрасенса “мадам Лудмилы”. Наутро у отеля очередь к мадам. За сезон “Лудмила” обслуживает до двух тысяч наивных аборигенов.

Цыгане регулярно подряжаются на сбор урожая в страны Латинской и Южной Америк, музыкантов приглашают на негритянские фестивали и праздники. У американских чернокожих широкая русская душа, охочая до цыганского надрыва.

Путешествие — строгий социальный императив, но в последнее время с послаблениями для стариков и больных. Хотя пожилые с ностальгией вспоминают, что во время кочевий не были нужны никакие доктора, дорога сама лечила все хворобы. Совместное кочевье, совместный труд, совместный быт за одним котлом позволяют всесторонне оценить каждого — кто есть кто на самом деле.

Цыгану сорваться с места — раз плюнуть. Если не в составе “кумпании”, то хотя бы семьей. Ездят к родственникам, подчас на другой континент. Гостят неделями и всей семьей из трех-четырех поколений. Иногда по делам — невесту показать или жениха присмотреть. На свадьбы, рождения,
крестины. На похоронах, случись они за тысячу миль, обязаны быть все члены фамилии или vitsа, от мала до велика.

Цыгане — удивительный народ. Пожалуй, только они и евреи обладают такой мощной приспособляемостью. Цыгане легко находят экономические ниши при любой системе, будь это капитализм или социализм, случись коммунизм, они бы и там не пропали. Поразительная мимикрия к внешней среде в сочетании с практически неизменными на протяжении столетий внутренними устоями. Конечно, внешний мир, так или иначе, вносит свои коррективы в цыганский уклад, подчас в неожиданных “упаковках”.

Образованность не из числа цыганских добродетелей. Детей рано приобщают к занятиям взрослых, и обучение школьным премудростям обычно заканчивается в 10-11 лет, и то с большими пробелами. Но тут цыгане перехитрили самих себя.

Социальные работники, имеющие дело с цыганами, поражаются, как эти малограмотные люди прекрасно ориентируются в законодательных хитросплетениях, когда дело касается их выгоды. Невыгоды, понятно, не в счет. Как только в США появился вэлфер, цыгане прочно засели на все виды этого социального пособия для неимущих, и нет, наверное, ни одного цыгана, который бы его не получал. В ход идет все, на что богата цыганская изобретательность. Старики “косят” на глухих и слепых, молодые на дебилов, дети так вообще самая ходовая вэлферная валюта. В каждой семье их по 5-7, больше чем достаточно для получения госпособия. Так “излишки” отдают старшему поколению. У цыган вполне нормально, когда дедушки-бабушки усыновляют двух-трех внучат. Пенсий у дедушек нет, так как они за всю жизнь ни на одной работе не задерживались дольше нескольких недель-месяцев, да и то на “кэш”. А так глядишь, к пособию по слепоте-глухоте-хромоте “детишки на молочишко”.

Социальные службы догадываются об этих ухищрениях, но ничего сделать не могут. Цыгане — мастера по части наведения тени на плетень. Но и на старуху бывает… Какая-то светлая чиновничья голова предложила снимать с пособия детей, не посещающих школу. Предложение властями было с благодарностью принято. Зато цыгане закрутились, как на гребешке. Материальная угроза существенная, но еще больше моральная. Рушится один из главных устоев цыганской жизни — дети не проходят “чистилище” табора. За этим маячит угроза появления первого за всю историю поколения, не знающего романтики дороги, шатров, посиделок у костра под щемящие душу переборы семиструнной.

http://www.seagullmag.com/article.php?id=731
“Чайка” #9(44) от 6 мая 2005 г.

Виктор Родионов (Кентукки)
Эй, цыган!
[Окончание. Начало в № 08 (43) от 22 апреля 2005].

Нельзя сказать, что цыгане враждебны к не цыганам, но относятся к ним, как белые к племенам аборигенов, с чувством снисходительности и превосходства. Обман — естественное состояние цыгана. В тех случаях, когда цыган говорит правду, он клянется жизнью родителей, умершими бабушками-дедушками. Это только для своих. С не цыганами можно безнаказанно клясться чем угодно. Не обманешь — не проживешь, поэтому обман гадже считается не пороком, а добродетелью, а наиболее виртуозные случаи обведения вокруг пальца становятся предметом всеобщего восхищения и подражания. Популярный в свое время фильм о благородном, честном и справедливом цыгане Будулае не более, чем киносказка, “клюква” советского “Голливуда”.

Водораздел между цыганами и гадже касается всех сфер жизни. Главное неприятие: гадже “нечистые” существа. Для того чтобы понять тяжесть этого “обвинения”, надо знать, насколько важное место в жизни ромов играет чистота, не столько в бытовом плане, сколько в метафизическом. Главные разносчики “заразы” — женщины и не цыгане. “Нечистота” цыганок не считается чем-то предосудительным, просто в связи с их физиологическими особенностями: менструациями, беременностями, родами. На сей счет существует целый катехизис, что можно, что нельзя в эти периоды. Например, готовить, мыть посуду. Нашим бы женщинам такие порядки! Когда у девочки наступает первая менструация, с этой поры ее одежда и белье стираются отдельно от детской и мужской.

Мужчины считаются чистыми созданиями, но только
наполовину — все, что ниже пояса — “тело второго сорта”. То же самое у женщин. Отсюда у цыган культ чистоты после туалета, чтобы избежать “заражения”. Опять же не в медицинском смысле, а культовом. Другое дело, от “облучения” потом начинаются настоящие болезни. Дети считаются полностью чистыми, поэтому им позволено ходить в коротеньких платьицах и шортах, с достижением половой зрелости эта вольность упраздняется. Мужчины носят только брюки, женщины юбки до пят. В отличие от Джаннет Джексон, цыганка может прилюдно обнажить грудь, и это не считается чем-то эротическим и зазорным, но показ ног — верх бесстыдства.

Самое страшное оскорбление для цыгана, если цыганке удастся махнуть ему по лицу подолом. Он ходит в “чумных”, и ему надо пройти целый комплекс мер по “дезактивации”. Цыгане стремятся снимать жилье, чтобы над ними никого не было. Наверху может жить женщина, и “зараза” от нее будет сыпаться с потолка на несчастные головы всей семьи.

В отличие от цыган, гадже любого пола и возраста нечисты абсолютно, без каких-либо исключений. Поэтому ромы относятся к ним с брезгливостью, но так как без гадже не проживешь, приходится соблюдать технику безопасности. Снимая квартиру или дом, цыгане первым делом красят стены или клеят новые обои, драят углы, особой “дезинфекции” подвергается пол, как главный накопитель заразы. В кафе и рестораны идут, только когда нет выхода. Просят пластиковую посуду. Если одноразовых приборов нет, едят руками. Не моются в городских банях, не купаются в бассейнах и на пляжах, стараются избегать общественных туалетов, безопасней свернуть за угол. После каждого контакта с гадже тщательно моют руки.

Можно подумать, что цыгане такие же чистюли в своем доме. Отнюдь не всегда. Могут бросать объедки на пол вместе с окурками, затем все сметают и выбрасывают на заднем дворе. Им совершенно безразлично, что будет за пределами жилища.
При всей экзотике философии чистоты, реально она является одним из элементов, цементирующих цыганское сообщество и заставляющее держаться друг друга. “Зацикленность” на чистоте диктует свои императивы поведения во множестве ситуаций. Например, чем дольше цыган оторван от своих, тем большую дозу загрязнения он получает и тем труднее ему потом снова влиться в дружный коллектив. Поэтому цыганки рожают дома. Если приходится в госпитале, то мать и ребенок проходят тщательную “санобработку”. Естественно, все личные вещи остаются в больнице, чтобы не принести “грязь” с собой.

Самое страшное для цыгана получить тюремный срок. Опасна не столько сама тюрьма, сколько полное погружение на годы в нечистый мир гадже. При весьма рискованном образе жизни цыган постоянно ходит на грани фола с законом, но и тут ромы нашли выход. Они не совершают крупных преступлений, не убивают, не грабят, специализируясь на мелких правонарушениях, за которые редко грозит тюрьма. Как поется, лучше сорок раз по разу… Но если случается что-то серьезное, на выручку “пострадавшего” община не жалеет ни усилий, ни денег.

Для нормального цыгана есть только две причины для контактов с гадже: экономическая или вынужденная необходимость. Всякое сближение на личной почве осуждается, включая даже школьную дружбу. Гадже для ромов — абсолютный антипод. Любовные отношения с “нечистыми” и брак заканчиваются высшей мерой цыганского наказания: мариме (marime) — временным или пожизненным отлучением.

При всей консервативности уклада цыганские законы допускают различные трактовки и послабления. Например, цыган может жениться на не цыганке, но при всем желании и старании жена до конца жизни будет в общине парией. Если девушка забеременела “на стороне”, родители стремятся, чтобы она оставила ребенка в больнице. Всему
этому вполне “разумное”, с точки цыган, объяснение: гадже под боком все равно, что домашний Чернобыль, — источник постоянного загрязнения. В свете этого, смешными кажутся мифы о краже детей цыганами. Зачем им грязные гадже, когда своих чистых не сосчитать!

Цыгане ведут с властями постоянную игру в кошки-мышки. У большинства ромов нет свидетельств о рождении, или наоборот, несколько. В зависимости как это будет выгодно, все имеют минимум два имени и несколько дат рождения. И вообще, чем меньше информации о себе, тем спокойней сон.

Любая работа, когда цыганом командует не цыган, исключается автоматически. Поэтому ромы никогда не работают в одиночку, а только группами, все распоряжения работодатель передаёт через старшого. Цыган нанимается на работу только в случае необходимости, и только временно. Максимум трудового стажа на одном месте два-три месяца. Ром никогда не работает у рома, наживаться на сородиче противоречит цыганской морали.

По сравнению с цыганами великий комбинатор был жалким недоучкой со своими четырьмястами способами честного отъёма денег… У цыган их тысячи. Кроме стандартных магазинных и личных краж, в неизменном ходу гадание и попрошайничество, в сельской местности воровство овощей и фруктов, экспроприация “заблудившихся” кур и гусей… Цыгане на время снимают квартиры, но “забывают” оплачивать счета за телефон и коммунальные услуги. Так же задарма летают. Например, заказывают по новой или украденной кредитной карте билеты на весь кагал из Сан-Франциско на Гавайи. Доставка билетов указывается на временный адрес. Как только билеты получены, цыгане выбрасывают “меченую” кредитку и мчатся в аэропорт. Пока авиакомпании и кредитные компании начнут разбираться в афере, цыгане уже на Гавайях. Так же с машинами. Вносят небольшой первоначальный взнос за новый “Кадиллак”,
затем меняют номера и исчезают вместе с автомобилем в светлых далях. Малограмотные цыгане умело находят лазейки в законодательстве, договорах страховых, кредитных, медицинских компаний, в бюрократических лабиринтах госучреждений. Эх, этим людям да образование, цены бы им не было!

Ещё один миф о свободолюбивой, вольной и гордой натуре цыган. Это не более, чем внешний антураж: живу, как хочу; делаю, что хочу; еду, куда хочу. На самом деле, в цыганской общине “голос единицы тоньше писка”. Цыган с рождения до смерти повязан со своей общиной тысячью нитей и без нее не может сделать ни шагу. Цыган вообще не бывает один, все время среди родственников и сородичей. Дома, в кочевьях, на приработках, в горе и радости. Оставаться одному для него дико, необычно и экстремально. Цыган — полностью социальное существо.

Вся цыганская жизнь расписана по нотам. Главная партитура — Romania (“путь цыган”) — неписаная конституция, свод моральных правил и норм поведения, высший закон, интерпретируемый старейшинами и цыганскими баронами. Знание Romania — один из весомых аргументов при выдвижении в лидеры общины.

Поскольку цыганская жизнь протекает на виду, и каждый повязан со всеми, общественное мнение является мощным социальным фактором. Цыгане чутко реагируют на сплетни и слухи, моментально мотая негатив на ус и делая выводы. Простые споры внутри фамилии или кумпании обычно разрешают старейшины или цыганские бароны, посложней — на совете “аксакалов” (diwanya), серьезные или криминальные — на цыганском трибунале (kris). Судебные процессы — открытые, приговоры окончательные и обжалованию не подлежат. Неисполнение грозит
общественным остракизмом, поэтому никто не рискует игнорировать решения “судебных инстанций”.

Кроме того, виновная сторона оплачивает “судебные издержки”: аренду помещения, путевые расходы (в случае споров между двумя “кумпаниями”), выпивку и закуску для судей, угощение для публики. Набор наказаний невелик: либо денежные компенсации, либо временное или постоянное исключение из общины мариме. Для цыгана страшнее зверя нет, отлученный становится на одну доску с гадже, высший позор для рома. Мало того, что он выбрасывается из общины “без выплаты выходного пособия”, его личный позор ложится еще на семью, порой на несколько поколений вперед. Сталинская формула “сын за отца не отвечает” в цыганских общинах не работает.

Как и во всей цыганской психологии, их отношения с религией и Богом трудно поддаются четкому определению. Приблизительно религию ромов можно назвать христианской, но с цыганскими фокусами. Цыгане верят, что их предки жили в Израиле с незапамятных времен. В “доказательство” приводится популярная легенда. Когда римляне решили распять Христа, то приказали цыгану-кузнецу отковать для казни пять больших гвоздей — четыре для рук-ног, пятый — для сердца. Цыган пытался отказаться, но его под кнутами заставили выполнить работу. Когда Христа стали казнить, кузнец незаметно проглотил пятый гвоздь. За этот подвиг Бог возлюбил цыган и покровительствует им до сих пор.

Так как большая часть цыганской истории прошла в католических странах, ромы считают себя католиками. Но католики они малость странные — с еврейскими прибамбасами. В сексуальной жизни они следуют еврейским ортодоксальным правилам. Секс разрешается только через семь дней после менструации и до начала следующей, в остальное время супруги спят врозь. Как и евреи, цыгане монотеисты, делают обрезания, негативно относятся к охоте
как к убийству животных не из необходимости, а ради развлечения. Этот императив переносится и на людей. Наверное поэтому, несмотря на приписываемую им вспыльчивость и необузданность, ромы очень редко замешаны в убийствах, и за всю историю ни разу не воевали.

Цыгане носят кресты, в домах висят распятия, картинки с Иисусом и девой Марией, но в церковь ходят редко, в основном, по большим праздникам. И даже попадая в собор, не молятся, не причащаются, и вообще, минут через пять норовят улизнуть со службы. К монахам и ксендзам относятся с подозрением, поскольку те соблюдают целибат, что противоречит природе человека.
Вместе с тем у цыган в особом почете православный св. Георгий. И вообще, они обожают праздники, не брезгуя ни католическими, ни православными, Рождество и Пасху отмечают по двум календарям. Светские день Благодарения и Новый год у них почему-то считаются религиозными.

Все это присущий ромам камуфляж. Настоящая религия цыган близка к языческой — вера в духи предков и привидения. Духи ведут цыган по жизни, направляя на добрые дела и удерживая от дурных. Естественно, в цыганском понимании. Особенно ярко языческие корни проявляются на похоронах. На процессию приходят сотни людей. Каждый визитер персонально “прощает” умершего — это поможет тому войти в загробный мир умиротворенным. А чтобы переход из одного мира в другой был не столь трудным, кандидату в будущие духи кладут в гроб деньги (только новыми купюрами — не дай Бог, гадже испачкали!), сигареты, виски, женщинам — украшения и драгоценности.

Таких отношений между полами, как у цыган, нет ни у
одного народа мира. В системе цыганского мироустройства женщина, пожалуй, самый важный элемент. Цыганка живёт в системе парадоксов. С одной стороны, все держится на её плечах; с другой, в силу своей физиологии, она особое существо с массой ограничений в семье и общине. Цыганка сравнивается с мужчиной только к старости.

До подросткового возраста у детей нет никаких ограничений. Мальчики и девочки играют вместе, хороводят компании, дерутся и дружат. Одеваются как их американские сверстники: майки, шорты, кроссовки. Как и все в фамилии или кумпании, рано начинают зарабатывать. Цыганки любят брать детей “на дело”. Они вертче и шустрее взрослых при кражах и, главное, неподсудны в силу возраста. Хороший детский бизнес — нищенство. Порой дети-попрошайки “зарабатывают” больше взрослых. Правда, денег они не видят, все идет в общий котел семьи. Цыганский ребенок, не умеющий лгать, быть изворотливым и хитрым, считается тупым и безнадежным.

С первой менструацией у девочек заканчивается детство, у мальчиков чуть позже. С этого момента жизнь подростков разделяется и движется параллельно. Девочки живут в женском мире, мальчики — в мужском. Для девочек переход особенно болезненный: вчера была почти полная свобода, сегодня масса ограничений. В одежде, внешнем виде, поведении. Вопреки легендам цыганская личная жизнь очень целомудренна, как и мифы о безумных цыганских страстях.

Таковые пресекаются на корню ранними браками. Браки — прерогатива родителей, и вопрос о женитьбе-замужестве сыновей-дочерей встает одновременно с их половым взрослением. Средний возраст брачующихся 15-17 лет, но не редкость еще более ранние браки, порой в 11-12 лет. Женихов-невест приглядывают у себя в таборе или едут в другие кумпании. В первую очередь принимается во внимание принадлежность к “приличной” витса или
кумпании, состоятельность семьи, ее репутация (цыганский беспроволочный телеграф работает безотказно), сплетни и слухи о кандидате.

Особые требования к девушкам, но достойная невеста и хороших денег стоит. От пяти до пятидесяти и больше тысяч. Суммы большие, и порой деньги на калым копятся чуть ли не с рождения будущего жениха и всей семьей. Можно себе представить ситуацию, когда растут 4-5 сыновей! Размер калыма зависит от многих составляющих: богатства родителей жениха, возраста и здоровья невесты, ее шустрости. В цене — агрессивные крикливые девушки, женщина — главный добытчик в цыганской семье, и нерасторопная жена-тихоня будет держать мужа и детей в черном теле. Девственница стоит дороже, особые надбавки за красоту или необычность во внешности, например, светлые волосы или голубые глаза. Как только родители ударяют по рукам, всем сообщается о состоявшемся сватовстве, а там и свадьба не за горами.

О пресловутой цыганской романтике при звездах и луне не может быть и речи. Начиная с подросткового возраста, юноши и девушки общаются между собой только группами, о любовных свиданиях знают только из фильмов. У цыган таковых просто нет. Да они просто и не успевают пройти через любовные страдания — едва возникший интерес к противоположному полу завершается ранним браком. Минус цыганских марьяжей — примерно половина союзов приходится на родственные браки, главным образом, между кузенами-кузинами, дядьями-племянницами.

Однако при выборе женихов-невест родителями дети не
остаются совсем безучастными. Они имеют право три раза отказаться, либо сделать прозрачный намек на желательную кандидатуру, но на четвертый их уже никто не будет спрашивать. Свадьба проходит три дня, без священников и официальной регистрации ввиду несовершеннолетия брачующихся. Первые две ночи молодые спят раздельно и только на третью вместе. Как и в старых русских деревнях простыни выставляют на всеобщее обозрение. Если невеста окажется не девственницей, ее не выгоняют из дома, но отношения с родителями мужа будут непростыми. Особенно со свекровью, с которой ей надо будет не только жить, но и добывать хлеб насущный. Старые и молодые цыганки из одной семьи обычно работают, гадают и воруют вместе. И вообще, положение молодой женщины в доме мужа незавидно. Она должна обеспечивать семью, услуживать всем, ей никто. Медового месяца у цыган не бывает, и сразу после свадьбы начинается обычная жизнь.

Подчиненность невестки продолжается, пока она не нарожает три-пять детишек, тогда молодые могут думать о самостоятельности. С каждым новым ребенком рейтинг невестки повышается. Бездетная женщина вправе рассчитывать на усыновление пары детишек от своей сестры или сестры мужа. Супружеские измены редкость, так как жизнь на виду. Разводы не приветствуются, но и не слишком осуждаются. В случае развода по вине мужа, он должен возместить семье жены компенсацию за ее “амортизацию” и потерянную невинность. Если виновна жена, возвращается калым — полностью или частично. Статус разведенной вовсе не означает обретения цыганкой личной свободы. Просто из-под контроля семьи мужа она возвращается под контроль родителей.

Цыганка — кормилица семьи. Женщина, неспособная обеспечить семье достойный уровень жизни, считается плохой женой. Главное занятие цыганок — гадание. Ему учат с малых лет, но цыганки никогда не гадают друг другу. Секреты профессии в наблюдательности. Цыганки —
прекрасные психологи, и мгновенно оценивают социальное положение клиента, семейный статус, черты характера и умело на этом играют. Кроме ворожбы, основные занятия — продажа цветов, сувениров, цыганских поделок, спекуляция, аферы, мелкие кражи. Не исключается и честный труд на каком-нибудь подряде, будь это конвейер или плантация. Как и мужчины, цыганки никогда не работают в одиночку и только с женщинами.

Хотя муж — глава дома, но его экономическая роль вспомогательная. Даже вэлфер ему выбивает жена. Это не означает, что цыганские мужчины отпетые тунеядцы. По большей части они зазывалы и “промоутеры” своих жен и дочерей, и в перерывах между подвернувшимися “халтурами” нередко присматривают за малолетними детьми и внуками. Из рабочих профессий цыгане предпочитают кузнечные, медные, смолят крыши или кладут асфальт.

Сильная, агрессивная, выносливая жена — главное богатство цыгана, которое он не слишком ценит. На празднествах за столом могут сидеть только мужчины, женщины стоят и довольствуются тем, что перепадёт со стола. Мужчины редко говорят с женщиной дольше нескольких минут, это унижает их достоинство. Женщина достигает полного равноправия только к старости, к которой у цыган почтительное и трепетное отношение. Власть стариков огромна, и даже 30-40-летние дети не смеют перечить старшим. Дети и внуки — цыганская пенсионная система и гарантия обеспеченной старости. У цыган вообще нет понятия пенсии. Каждый член семьи, пока в состоянии, выполняет посильные возрасту и здоровью обязанности.

…Цыганская социальная система взаимовыручки, принципа “все за одного”, философия изоляции от остального мира, жизнерадостность, динамичность, приспособляемость, изобретательность помогла этому удивительному, яркому и не похожему ни на кого народу прожить на Земле двенадцать столетий

Если вы, знакомясь с этой информацией нашли что-то полезное, поделитесь ею со своими   друзьями и обсудите вместе.

Просмотров: 1199

  • статьи |
  • Комментарии к записи О ЦЫГАНАХ отключены

Комментарии закрыты.