ПАТРИАРХ ИАКОВ

26.12.2015

                                                   Иаков

 Иаков сын Исаака, внук Авраама. О его жизни в доме отца Исаака мы уже рассуждали, когда исследовали жизнь его отца Исаака. Кратко вспомним его жизнь в доме отца.

У  Исаака и его жены Ревекки долгое время не было детей. По молитвам Исаака  Бог даровал им детей. Родились двойняшки.  Первого назвали Исав, второго младшего Иаковом. Библия говорит, что с самого рождения родители поделили детей. Исава любил отец, младшего любила мать. Каждый любит и воспитывает по- своему. Такое воспитание не может не сказаться на детях. Не может являться примером для подражания  в наших семейных отношениях.  Какие же их родные братья оказались, нам Библия рассказывает и  ничего не скрывает. А если это так, то давайте посмотрим какими они были.

Отец воспитал себе, повторяю себе, сильного выносливого сына зверолова.  Мама воспитала своего любимчика маменькиным сыночком. На страницах Библии даже не упоминается, чем он занимался. Просто он назван КРОТКИМ. Читающий эту историю, поймёт, что кротостью там и не пахнет. Понятие кроткий и хитрый, каким был мамин сынок, не совместимы. Образец  кроткого, нам показывает Христос. О поступках «кроткого» Иакова написано в Библии и без прикрас.

Читающему Ветхий Завет, понятно, что в те времена первородному сыну отдавалось наследство отца. Могла ли об этом не сказать мама Ревекка  своему любимчику. Из хитрого поступка  младшего сына понято, что он знал, кому принадлежит первородство. Иакову хотелось это наследство себе получить.

Однажды когда старший брат пришёл с поля усталый и голодный, Иаков воспользовался этим моментом чтобы  выторговать первородство себе.  Старший согласился:  бери ты это первородство себе, только накорми.  Накормил брата и сам остался доволен своим «кротким» поступком. Наверно и мама довольна.  Проходят годы.  Отец Исаак состарился, так что уже не видел ничего. Чувствовал, что и смерть близка. Он подозвал своего конечно любимого сына и просит сходить в поле, поймать  дичи и приготовить его  любимое кушанье.  И отец поясняет, зачем это. Перед смертью он хотел благословить  своего старшего сына. Мама младшего сына подслушала разговор отца со своим Исавом и быстренько разработала план обхитрить  своего мужа. Посылает Иакова: «Принеси домашнего ягнёнка, а я приготовлю кушанье для отца»  из этих слов понятно, что её любимый сын не умел даже и этого приготовить.

Иногда в церкви с кафедры проповедник толкует это место следующим образом: Иаков любил Бога и знал о важности быть первородным. А Исав, мол, не дорожил первородством, ему было безразлично лишь бы поесть. А где же написано, что в то время Иаков любил Бога?  Или хотя бы поступая так, он руководствовался любовью к Богу. Такого не было.  Наоборот мы встречаем моменты, говорящие совсем наоборот.

Недавно я получил письмо из штата Вашингтон, в котором радиослушатель пишет: « Слушаю радио. Идёт христианская передача под названием ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ проповедник ведёт беседу на тему «дела и благодать» и вдруг он говорит, (цитату привожу дословно): ИСАВ СВОИМИ ДЕЛАМИ, СВОИМИ ПОСТУПКАМИ ЛИШИЛСЯ БЛАГОДАТИ

СТРАННО, НО  ПРИ ЖИЗНИ Авраама, Исаака, Иакова не было учения и понятия о благодати.

Иаков, значит, получил её?  Но там говорится всего лишь о благословении  отца, но не о благодати. Даже если и так, то, за какие дела (или проделки) с мамой Ревекой Иаков получил благодать? Но проповедники обычно умалчивают об этом. Если Господь сказал:  Я благословлю младшего, то это абсолютно не важно, даже если бы отец благословил Исава. Бог не меняется и не подстраивается под человеческие планы. И не надо помогать Богу.  Это,  да и аминь.

 Вот проходит некоторое время, и мы видим, со стороны матери и её любимчика Иакова совершается ряд тяжких грехов.

Нарушается заповедь Господня ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЬ.

Мама учит сына хитрить и обманывать мужа и родного отца.

Откройте Библию Быт. 27 гл. и  проследите по написанному.

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

6 а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

9 пойди в [стадо] и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25 [Исаак] сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. [Иаков] подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.

27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;

28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34 Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35 Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36 И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения?

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран,     (Лаван не брат, а дядя Ревекки)

44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,

45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?                  (Быт.27:1-45)

 

Обратим внимание на некоторые стихи, потому что они очень важные.

Первый стих говорит, что событие то происходило перед смертью отца Исаака. Нам это в конце пригодится.

8-9-10 стихи говорят нам об отношениях родителей между собой. Видите, что говорит мама  сыну: послушайся меня, а не отца и сделай, как я скажу. А задумала она хитрое коварное дело  против мужа и против своего же старшего сына.  Даже проклятие берёт на себя.

Жена Ревекка, бывшая такая прекрасная невеста стала такой отвратительной женой и такой коварной матерью. Невольно вспоминается история, как же выбирал Авраам жену для сына Исаака.  А что же там было неправильно? То, что Бог когда, то повелел ему выйти  из родства своего. А он не исполнил это в точности. И продолжает родниться с потомством Нахора. Выбрал невесту без Господа, просто  по загадыванию и фактически купил её за большие подареи.

Так вот она говорит сыну принеси мне два козлёнка  из нашего стада: я приготовлю, а ты отнесёшь отцу. Знала она, что любимый её сын не умеет готовить пищу. Отец старый и слепой поест и благословит тебя. Понял Иаков, что это хитрый обман. А если отец не разглядит, то ощупав меня, поймёт, что я не Исав и  всё задуманное провалится. Исав же волосатый, а я нет. Что не так написано?

12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

Не хочет быть обманщиком, но делает обман. Вот это действительно  «кроткий». Мама уговорила не ребёнка, а взрослого сына. На себя Ревекка берёт проклятие.

Хитрая мама всё предусмотрела. Даже запасную одежду Исава, которая пахнет свежестью полей она надела на сына своего, чтобы и по запаху отец не мог заподозрить  аферу. Руки и шею обмотали волосатой кожей. Сын взял в руки приготовленную пищу и « кроткий пошёл к отцу»                                                                                                                                                       18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

Отец по голосу почувствовал, что то тут не то. Но сын, которому имя Иаков – хитрый обманывает отца:! я Исав твой сын. Обман   и дальше посыпалась вереница новых обманов.

Отец удивляется, почему ты так быстро  нашёл дичи и вернулся?  Что он говорит? Господь Бог твой послал мне навстречу. Видите, что говорит Иаков Господь Бог твой. Почему то не мой, не наш, а твой Бог. Вот оно доказательство тому проповеднику, который говорил: Иаков тогда ещё любил Бога. « ДА УЖ !  назвать своим не хотел» Обманули вдвоём с мамой отца. Отец благословил сына. И даже после этого отец повторно спрашивает: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

 Нагло и осознанно обманывает.

Неожиданно с задания возвращается настоящий Исав. Когда отец услышал голос сына, его затрясло.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его?

35 Но он сказал: брат твой пришел с хитростью ( заметьте не с кротостью ) и взял благословение твое.

После этого Исаак объявляет пророчески судьбу Исаву: Иаков в дальнейшем – Израиль. Исав – арабский народ.

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи (шеи) твоей.

Так записано в Библии. Арабам жить сельским трудом и оружием. Тук (жир) земли это нефть. Служить будешь Иакову – Израилю. Время, когда воспротивишься и свергнешь иго его со своей шеи ещё не настало. Может быть, мать и сын когда то осознали что они сделали. Не было, раскаяния в том грехе ни у Ревеки, ни у сына Иакова до самой их смерти. И если грех не смыт, то последствие скажутся в дальнейшем и на потомках. Пожнут, пожнут во много раз больше пожнут. Но об этом мы узнаем позже.

Вот в таких условиях жил и воспитывался Иаков.  Родной брат Исав пригрозил убить Иакова.         Родители посылают сына  к своим халдейским родственникам.

43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран,                                                                                                                                                                   44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,

                                                                                         (Быт.27:43-45)

Не понятно почему Лаван оказался братом матери Ревекки. Он был на самом деле дядей для матери. Ревекка мать Иакова родилась от Вафуила а не от Лаванан. Лаван не был сыном Вафуила. Так что что Лаван дядя, а не брат её.

Вот Иаков приблизился к тому селению своего назначения. Остановился у колодца  и там пастухи поили своих овец. Иаков начинает знакомиться с ними. Спрашивает откуда они.  Говорят из Харрана.  Разговор  продолжается дальше. Оказалось, что они знают самого Лавана и что он ещё жив. Что его дочь вон идёт сюда с овцами на водопой.  О новости от пастухов, что Лаван жив и здравствует, не будем тому удивляться. А вот то, что он видит молоденькую его дочь, удивляет.

Потому, что: Ведь у Лавана  двоюродный племянник Исаак  родится только через 100 лет. (У Авраама не было детей.) А у Лавана на свет рождается дочь Рахиль. И тут вдруг пастухи говорят  Иакову, что   к колодцу идёт  девица Рахиль. То есть молоденькая дочь Лавана.  Очень интересно: она родилась, когда  Иакова не было на свете. Через десятилетия только родился сам отец жениха Исаак, а Рахиль давно родилась и растёт у Лавана.

И вот  в конце жизни отца Исаака  его сын Иаков убежал от угроз брата, и встречается, каким то образом  со своей родственницей.   Какая то неувязка с хронологической последовательностью.

Мы займёмся исследовать  жизнь Иакова  у Лавана. Читаем 29 главу Бытье дальше. Рахиль подходит к колодцу. Иаков от пастухов уже узнал, кто эта девица, подходит к ней, поцеловал и от нахлынувших чувств прослезился. Иаков почувствовал родство.  Скорее всего, он и не знал, что когда то Бог сказал его деду: выйди,  то есть отделись от родства твоего. Авраам это  проигнорировал. Мало того, через сына своего Исаака ещё ближе сроднился. А теперь вот и внук Иаков  объединяется опять с родством. Нарушение повелений Бога, просто так не проходит. Потомство Авраама сталкивается с проблемами вместо благословений. В этом может каждый убедиться, если внимательно рассматривать истории жизни всех потомков патриарха.

И так, Иаков поселяется у дяди Лавана.

13 Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой;                                    

 А у Лавана  оказалось две дочери; имя старшей дочери: Лия (что означает корова) имя младшей: Рахиль (что означает овца). Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.   Иаков пришёл к дяде без объявления цели. Живёт, помогает, работает целый месяц. Не говорит, зачем пришёл.

 Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, скажи мне, что заплатить тебе?            (Быт.29:14,15)

В ответ на вопрос дяди сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Значит, она ему приглянулась. Как договорились, он живет, работает семь лет. По истечении семи лет Иаков заявляет Ловану:  дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.

Лаван делает всё официально и гласно.

22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир.                                                                     23 Вечером   взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней Иаков.                             (Быт.29:21-23)                                                                                                                                                      25 Утром же оказалось, что это Лия. И сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?   (Быт.29:25,26).

Возмутился Иаков. Обманул его дядя ! Неужели совесть не напомнила, а как ты обманул родного брата, родного отца, грешил перед Богом. Вспомни, это было семь лет тому назад. Какою мерою меряешь такою и тебе отмеряют. Не хотел вспоминать Иаков, и решил: а я настойчивый, я добьюсь и той, которая мне понравилась. А у тестя свои расчёты: недельку поживи с этой, а потом дам тебе и младшую, но бесплатно отработаешь у меня ещё семь лет.

 28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену. (Быт.29:27,28)

Добился Иаков своего. Живёт с двумя сёстрами: одна красивая и любимая, другая некрасивая и нелюбимая. Опять я упоминаю о родственном кровосмешении, Оно так и было и с этими двумя сёстрами. Но Бог в начале пожалел Лию.

 31 Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. (Быт.29:31)

 За семь лет Лия родила ему шестерых сыновей и одну дочь: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона. А Рахиль долгое время оставалась бездетной. Представить только какая обстановка была в этой семье. 12 сыновей и 1 дочь растут в такой семье, где жёны – родные сёстры враждуют между собой. Одна рожает, но у неё проблемы со зрением, другая красивая, но неплодная. Да ещё муж похаживает то к одной служанке, то к другой и от них рождаются дети.

1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?

3 Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.

4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков. (Быт.30:14)             Поступок  бабушки Сары точь в точь повторяют внуки. Грех, если он не был прощён, повторяется в потомках. Дети учатся от отцов. До этого мы ещё дойдём чуть ниже и увидим, как это точно складывается в семье Иакова. Из 13 детей Иаков любил одного Иосифа, так как он и сын Вениамин были от любимой жены, а те другие дети от других. Надо полагать не любимых. В чём проявляется эта любовь, и нелюбовь  мы увидим чуть позже,

А пока о жизни в течение 20 лет у Лавана.

Когда Господь  даровал, наконец, сына Иосифа от любимой жены Рахиль, Иаков начал просить Лавана отпустить его с детьми и жёнами на родину.

Лаван сказал: назначь себе награду от меня, и я дам.

Иаков, пас стада овец и прекрасно видел, что порода овец с пятнами здоровее и лучше.  Потому он решил просить с пятнами овец  отдать ему. Видимо он прикинул и то, что тесть старый, сам не пасёт стада и не знает что с пятами овцы лучше.  Понятно природная хитрость. Иаков высказал интересные слова дай это, и увидишь мою справедливость:

 33 И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя                    

Не дожидаясь согласия  тестя, Иаков начал отделять лучших овец себе. Но их оказалось не так много, а ему хотелось больше.  Не думайте, что Иаков обратился  к Господу с просьбой: Боже мой, умножь моих овец.

Нет он начинает применять какой то чародейский метод. Видимо идолопоклонство, которое было у его прадедов передавалось в поколениях.

Что же он делал?

37 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,

38 и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями.

39 И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.

41 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.

42 А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый [скот] Лавану, а крепкий Иакову.

43 И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.               (Быт.30:25-43)

Помните в 33 стихе Иаков сказал И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя.   Сразу чувствуется честность племянника перед дядей.  В оправдание поступка Иакова, один проповедник  сказал так:

« итак, Бог пополнял стада Иакова». Стоп!  А Бог ли, который Отец Небесный или бог, который князь мира сего. Это тот же бог, кото владеет  земными богатствами. Вот он сам говорит:

и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю        (Лук.4:6)

Иаков никогда до этого не обращался к Богу, но делал всегда, так как сам считал. И в этом Бог его не судил, потому что он создал человека со свободной  волей выбора.  Но за всё и ты Иаков дашь отчёт. Бог не оставлял его без своего наблюдения. Так Господь является к нему и говорит, возвратись на родину свою.  На родину?  А  там Исав. О нём хотел Господь, что бы Иаков, наконец, то вспомнил. Посылая Иакова на родину, Господь добавляет: Я БУДУ С ТОБОЙ. Посмотрим,  как Иаков  будет надеяться на Бога.

Прежде всего, перед уходом от Лавана, он настраивает своих жён (дочерей Лавана) против их отца.  Красивый поступок зятя?

Он придумал, якобы, сон, что во сне ему явился Ангел Божий и сказал, как Лаван  плохо с ним поступает. Иаков увидел, как подействовал его рассказ на дочерей Лавана.

Вот они говорят:

15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;

16 посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.

Значит делай, как сказал тебе Бог.  Иаков начал делать. Встал пораньше, посадил детей и жён на верблюдов, забрал всё богатство и скот свой и отправился в дорогу. К этому моменту любимая жена украла у отца, каких то ценных идолов и спрятала под седлом верблюда и села на них.  Все семейство отправилось в дорогу, не известив об этом даже отца.             Через три дня Лаван узнал, что Иаков ушёл. Погнался за ним и догнал на горе Галаад. С 26 стиха этой главы приведён разговор при встрече.

И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием?

27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями;                                                                                      28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.                                                                                                                                                                     31 Иаков отвечал Лавану и сказал: [я] боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих.                                                                              

Интересное оправдание Я БОЯЛСЯ. Когда то его дед Авраам торговал своей женой и на вопрос: зачем ты обманывал, оправдывался, что, мол,  боялся меня убьют.   И так делал Авраам два раза. Так же оправдывался, делая подобный обман и отец Иакова Исаак. И вот теперь словами, я боялся, оправдывается Иаков.

А насчёт того, кто украл семейных богов, Иаков сказал: ищи,

32 у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; Иаков не знал, что Рахиль украла их.                                                                                                                                                                                     33 И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.

34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.

35 Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашел идолов.

Отец не нашёл украденных богов, но Рахиль знала, что они у неё. После этого разговора Иаков предложил тестю союз примирения. Оговорили все условия, включая, установить памятник на горе. Иаков призвал в судьи Бога Нахора, Авраама и отца их Фарры.  (ст.53 ). Очень интересные слова.  Фарра и Нахор  не знали живого Бога, они были идолопоклонниками.  Служили духам нечистым.  Договор, предложенный Иаковом, успокоил тестя.

55 И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место.                      (Быт.31:27-55)

Слава Богу, история с тайным бегством от Лавана благополучно закончилась.

Иакову надо идти дальше на встречу с братом Исавом. Наверно, сейчас то о нём Иаков вспомнил серьёзно.  Начал готовиться к встрече. Послал людей в разведку.

3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,

Послы Иакова сходили, вернулись назад и докладывают ему:

6 мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

7 Иаков очень испугался и смутился;    Так написано. Посмотрим, что он предпринимает со страха.

1    Весь свой скот и всех людей делит на два стана.  Рассчитал, если брат побьёт один стан, то может быть другой останется цел. Это один стратегический манёвр.

2   Другой манёвр: подкуплю брата подарками. По современному это называется дать солидную взятку. Он же Иаков другое его имя Израиль.  Чем он хотел подкупить Исава?  550 голов крупного и мелкого скота.                                                                                                            3   Посылая людей с этими подарками, приказал говорить: это Господину моему Исаву от раба твоего Иакова.  Видите, как страх заставляет унижаться.   Самое главное в действиях Иакова это то, что он вначале сам делает всё что может, а потом уже обращается с просьбой к Богу.  Признаётся, что он Недостоин я всех милостей и всех благодеяний. 

11 Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми.

После молитвы Иаков перевёл жён и детей через реку, а сам остался с людьми и скотом один. В эту же ночь описывается, какая то борьба Иакова с кем то. Написано боролся с Иаковом НЕКТО. И борьба шла всю ночь до появления зари. Библия не даёт нам ясности, что это была за борьба. Была ли это борьбой  во сне (приснилось ему) или реальной физической борьбой,  мы можем делать только предположения. Но тот факт, что боровшийся с Иаковом  коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. После этого  Иаков так и остался хромым. После любого сна, даже самого кошмарного  человек физически покалеченным не может быть. Скорее всего, то была какая, то физическая борьба. Я много раз слышал от проповедников, что Иаков боролся с ангелом Божьим.  Однажды, другой проповедник прямо так и сказал:

« Иаков боролся со Христом».  Видимо он хотел сравнить Апостола Павла, который шёл против рожна, против Иисуса. Но там ситуация была совсем иная. Это было днём и вдруг, осиял Павла свет превосходящий солнечный.  Там не было   физической борьбы. Если Иаков боролся с Ангелом или Иисусом, то почему тот НЕКТО так боялся света?  Ведь Господь есть свет и нет в нём никакой тьмы. Почему, если  боровшийся был Ангел или Господь,  и оказался таким слабым, что попросил у Иакова пощады?

26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.     (Быт.32:3-26)

Получилось так, что Иаков не обманом, так силой взял опять благословение.  И пошёл на  встречу с братом Исавом.

1 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок.

2 И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади.

Смотрите, как Иаков продолжает использовать свои человеческие хитрости. Любимую жену и Иосифа поставил позади. Впереди, прикрыв Рахиль с Иосифом, поставил нелюбимую  Лию с её детьми. А на самый передний край поставил наложниц с их детьми. Иаков думал если Исав нападёт, то убьёт вначале тех, кто ему не очень дорог.  А сам Иаков пошёл впереди на встречу к брату, будь что будет. А Господь не смотрел на то, как Иаков всё предусмотрел. Он смотрел на то, как страх заставил  Иакова  обратиться за помощью к Богу. Вот это важно. И Господь сделал такое, что Иаков не  смог бы сделать, применяя всю свою хитрость. Он изменил сердца брата Исава.

4 И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали.

8 И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы приобрести благоволение в очах господина моего.

9 Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя.

Все человеческие ухищрения Иакова перед встречей  с братом  оказались ненужными и бесполезными. Сейчас только Иаков всё увидел и почувствовал. По молитве к Господу Он всё устроил прекрасно. Иаков был рад. Он устроил жертвенник.  Написано:

20 И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева.

(Быт.33:1-20)

Это был первый жертвенник Богу, построить который Иаков сам захотел.  Это первый раз в его жизни было, когда он обратился к Господу в молитве.

Семейство Иакова прибыло на родину. Рассмотрим жизнь этого семейства. 12 сыновей, одна дочь,  жёны, наложницы, рабы  и огромные стада.

Прежде всего, заметим, что семейство   патриарха прибыло в землю, которая не была их родиной.  В той земле правил Еммор князь той местности.  Однажды дочь Иакова вышла посмотреть на девиц той местности и там был сын того правителя. Случилось так, что среди местных девиц молодой человек увидел новенькую. Увидел и она ему понравилась.

Он переспал с ней. И не бросил её, но полюбил.

3 И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.                                                                                                                                                     4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену.                                                                                                                                                                                                          5 Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они.                                                                                                                                                                                                                                                6 И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним.

8 Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему;

10 и живите с нами; земля сия пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение.

11 Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне;

12 назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену

Вот такое краткое описание того случая. Прочитав, что можно сказать?  То, что никакого насилия не было.  Любил Сихем Дину. И семья Сихема была очень доброжелательная, готова  на всё.

А вот братья Дины полная противоположность. Читаем дальше историю.

3 И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их;

14 и сказали им: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас;

15 только на том условии мы согласимся с вами, если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан;

Условия для женитьбы понравились жениху и отцу его.

19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего.

Видите, какой был порядочный этот юноша.  Не насильник – развратник, а по-настоящему любящий дочь Израиля. Ради такого хорошего человека, мужское населения того города готово выполнить условия невесты. И даже согласны со своей стороны предложить больше ради женитьбы.

21 сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними.                                                                                                                           23 Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только согласимся с ними, и будут жить с нами.

24 И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол, – все выходящие из ворот города его.

Довольны были родственники Дины, что все условия их были выполнены?  Читаем дальше о том, какие родственники со стороны невесты  оказались.

25 На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол;

26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли.                                                                                                                                                                      27 Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город                                                               28 Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле;                                                                                                                                                                 29 и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили все, что было в домах.

Вот такое первое переселение  Иакова  с детьми от Лавана  на родину отца и деда Исаака.  Если дать почитать эту историю любому человеку, никогда не читавшему  Библии и никогда не слышавшему об этом, то он скажет: это какое то зверство, какой  то садизм!  Да оно так и есть. Формируется  характер  потомства Израиля как народа.                 Интересно то, что эта история записана в Библии. Для чего то, она там оставлена. Мы христиане признаём, что всё писание боговдохновенное и имеет своё назначение: для обличения,  для наставления в праведности, для научения. Эта история служит для обличения?  Нет!  Может она служить примером  для наставлением в праведности?   Конечно, нет! Тогда просто чему то научиться.  Мы должны знать, кто такой был Иаков – Израиль. Почему у него такие сыновья.  Поучиться, чтобы нам так не поступать.

Поступок двух сыновей Иакова возмутил даже самого отца.

30 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой.                          (Быт.34:1-30)

Видите чего боялся отец Иаков: они убили всех мужчин того города. Убили уважаемую в том народе семью Еммора. А что будут думать и говорить все жители той страны. Они будут ненавидимы  жителями той земли. По современному это причина зарождения антисемитизма.

Продолжаем рассматривать жизнь семейства Иакова в той стране. Проблемы  начались  в самой семье Израиля.

Наступили роды любимой жены Рахили. Бог, почему то  прекратил её жизнь при родах. Но ребёнок остался жив. Его назвали Вениамином.

Старший сын Рувим переспал с наложницей отца. За это, после, отец лишает его благословения.

Первого сына от любимой жены Рахили Иосифа Израиль избирает себе  в любимчики.  Как когда то он сам был любимчиком у матери своей. Деление детей на любимых и нелюбимых видимо передалось по наследству. Точно так же любимчик  всегда с отцом.                                 Одиннадцать сыновей пасут скот в полях, а любимый сын сидит в шатре с отцом. А почему бы не установить очередь сыновьям: сегодня ты со мной дома, а завтра другой. Дети чувствуют несправедливость отца. Это раздражает детей. Но Иаков этого не понимает и поступает ещё хуже. Сшил разноцветные, дорогие одежды одному Иосифу. Отец! что ты делаешь? Ты же этим раздражаешь детей! Не понимает Иаков. Он очень доволен, что его любимчик доносит отцу о плохих поступках братьев. Они не любят и отца и ненавидят ябеду. Слово Господне прями говорит: И ВЫ, ОТЦЫ, НЕ РАЗДРАЖАЙТЕ ДЕТЕЙ ВАШИХ. Воспитанные детей в такой обстановке, посмотрите какие они стали. Воспользовались случаем, родной брат Иосиф идёт к ним по полю – УБЬЁМ ЭТОГО (они даже не называют его братом) СНОВИДЦА.

20 пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.

22 И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него… Бытье 37-20, 22

Пастор Алексей Коломийцев из города Ванкувер США в проповеди о порядочности приводит пример Иосифа, называя его порядочным. Он не мог сносить плохие поступки братьев и тайком доносил об этом своему отцу. Такая вот «порядочность» в понятии пастора. А в понятии других одиннадцати братьев это ябедничать. Вот это и раздражало братьев. Раздражение дошло до такой степени, что они готовы убить брата. Они ненавидели отцовского любимчика, ненавидели и самого отца. Не надо объяснять эту историю планом Божьим. Один отец делился методом своего воспитания детей так: приходит ко мне сынок и жалуется: «папа они сделали так и так». Я – говорит брат объясняю во-первых тем, кто натворил, а потом при них же наказываю и того который донёс мне, чтобы не ябедничал. Далее мы коснёмся характеров других одиннадцати братьев Иакова. То есть какими, они стали. Мы не знаем, почему самый старший брат советовал не убивать Иосифа, а просто живого бросить в глубокий ров. Может быть, боялся убивать или просто боялся крови. Есть же дети, которые просто не переносят вида крови. Особый совет даёт другой из братьев Иуда. Убьём или он умрёт с голода в яме мам то выгода от этого, какая? Деньги надо заработать на этом деле. Какая разница, что отец будет в горе ну и пусть. Это сказал Иуда родоначальник своего калена.

26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? ( В характере Иуды – извлечь пользу.)

27 Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались            (Быт.37:26,27)

И заработали 20 сребреников. Иудеи – потомки патриарха Иуды будут всю жизнь проявлять интерес к деньгам, к золоту, к богатству. Эта характерная  черта колена Иудина хорошо прослеживается в Библии. Взять хотя бы случай, когда шло сражение за город Гай, Ахан из того же калена Иудина прихватил себе ценности и серебро и спрятал в своём шатре.

21 между добычею увидел я ( говорит Ахан) одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним. (Иис.Нав.7:21)

Иудеев, захвативших духовную власть, обличает сам Иисус Христос в том, что они написали свои законы, а не Богом данные.                                                                                          Так мы читаем Мтф.23-16

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.                                                                              17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

Видите, как потомки Иуды ослеплены богатством, да что там храм Божий, а вот золото это важнее храма. Видите, как проявляется черта характера в потомках Иуды сына Иакова это тяга к деньгам, к золоту. И последний новозаветный Иуда заработал тридцать сребреников на своём учителе.

Вернёмся к братьям Иосифа, они хорошо продумали версию обмана для своего отца.

32 и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.

33 Он узнал ее и сказал: [это] одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф.                                                                                                                                           34 И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни.    (Быт.37:32-34)

Хорошо бы спросить Иакова: ну как? это напомнило твой обман? Посеянный грех дал плоды во сто крат. ОТЦА И МАТЬ НАДО ПОЧИТАТЬ. Хочется закончить нашу беседу пророческими определениями, которые даёт отец Иаков своим сыновьям. Начинает он с первенца своего Рувима, которому по закону должно быть отдано всё преимущество.

 3 Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;

4 но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою. Прокаментировать этот стих можно так: ты как первенец достоин высшего благословения, но ты бунтовал

Бунтовал со мной, ты забрался в постель мою с моей женой-наложницей.

5 Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;

7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа…. 

Читая историю о семействе Иакова, видим насколько жестоки были все одиннадцать братьев, но патриарх выделяет особо двоих своих сыновей Симеона и Левия. Они были особенно жестокими. Взять хотя бы случай с их сестрой Диной. Молодой человек сын Еммора Евеянина, князя земли той встретился с дочерью Иакова, конечно, переспал с ней и не бросил её, а полюбил и хочет жениться на ней. Посылает своего отца к Иакову сватать невесту. Предлагает любое вознаграждение и жизнь мирную. Иаков пока не сказал ни за ни против. А Симеон и Левий подслушали разговор и, не советуясь ни с Богом, ни с отцом Иаковом сами предлагают условия женитьбы. Пусть все мужчины сделают обрезание. Жители того города на всё согласны. Но смотрите, на какое коварство и какую садистскую жестокость способны эти два сына Иакова.

25 На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол;                                                                                                                                                                      26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли. (Быт.34:25,26) 

Видимо этот жестокий поступок Левия положил началу характера левитам потомкам Левия. Садистская жестокость левитов становится основной чертой их характера. Взять хотя бы примеры, записанные на страницах Библии книга Судей 19 гл. Там описывается поступок одного служителя из колена Левия. Он взял себе наложницу. Так вот, та наложница поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский и была там

четыре месяца. Муж её пошёл за нею, чтобы уговорить и возвратить её к себе. Отец той молодой женщины, увидев его, с радостью встретил зятя, так называемого, и просил погостить у него. По всему видно, что женщина согласилась вернуться домой к мужу. Через некоторое время они отправились в путь. Добрались до города Гива где жили Вениаминитяне      (потомство Вениамина сына Иакова). Там их пригласил один житель этого города на ночлег. Гостей заметили развратные жители (потомки Вениамина сына Иакова), окружили дом с требованием вывести к ним гостя для полового надругательства. Так вот молодой тот левит вывел к ним свою наложницу. Делайте с ней что хотите. Они познали ее, и надругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. А утром молодой левит открыл дверь, чтобы посмотреть, что с его молодой наложницей. Она лежит у порога, муж говорит ей:

 28 вставай, пойдем. Но ответа не было, [потому что она умерла]. Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место.                                                                                                           29 Придя в дом свой, взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал ее по членам ее на двенадцать частей и послал во все пределы Израилевы.   Суд. 19:28,29

Что то более садистское придумать не возможно. Иаков точную дал характеристику своему сыну Левию: жестокость, и ярость его свирепа. Вениамина он назвал хищным волком. Да действительно потомки его оказались хищными и развратными. Коль мы коснулись характеристик сыновей Иакова, то следует назвать и сына Дана:

 17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. (Быт.49:17,18)

Как это понять? А так: из- за угла, из- под тишка, как змея – неожиданно.- Чем подтверждается такая характеристика?

Сыны Дановы взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем. (Суд.18:27)

Это был Божии планы или Его повеление? О нет, повеления от Бога сделать это не было. Вот такие отношения детей с родителями и родителей с детьми были в семье Исаака и в семье потомка его Иакова.

Мы немного уклонились от самого Иакова.

Вернёмся к периоду его появления у дяди Лавана. Там много интересного было. Написано так:

И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила, к брату Ревекки,        (Быт.28:5)

Вот тут уже инересно: Лаван не сын Вафуила. Лаван не брат Ревекки. Сравниваем стих     (Быт.11:26)

26 Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.         

 23 от Вафуила родилась Ревекка   (Быт.22:23)

 47 Я спросил ее и сказал: чья ты дочь? Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка    (Быт.24:47)

Но вот написано же в одном месте так, а в другом совсем по-другому.

Но удивляться не стоит. В  Ветхозаветных историях часто встречаются такие противоречия. Мало того некоторые проповедники ещё  от себя много добавляют.

Встречается такое в христианстве и не редко. Чтобы узнать, почему искажают библейские факты, вы присмотритесь к тому, кто говорит. Ещё с апостольских времён в христианские церкви входили ортодоксальные иудеи. Они становились членами церквей, нередко занимали влиятельные места, но свои убеждения ветхозаветных понятий не оставили и осторожно навязывали их христианам в церквах. Об этом с тревогой пишет апостол Павел Галатийским церквам, в которых христиане евреи нанесли большой духовный вред. Павел называет их вкравшимися лжебратьями.

 13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?  11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. (Гал.4:9-11)                                                                                                                              9 Малая закваска заквашивает все тесто.      Гал.5:7-9) 

Только не говорите: « то было тогда в апостольские времена.» И в наше время не меньше таких толкователей Библии. Смотрите одно и то же писание, а сколько среди христиан появилось различных течений и деноминаций. Всё от того, что лидеры церквей по-разному толкуют Священное Писание. Интересно сказал пастор одной из Мессианской церкви в Америке: « Во многих христианских церквах лидируют евреи»

Разве такие проповедники стану говорить, что то отрицательное о тех же патриархах, о царе Давиде, Соломоне и других почитаемых в иудаизме личностях. Они выставляют на показ всё положительное, а о греховном скажут: ну оступился, не пободрствовал. Всегда выискивают, что виноват был кто то другой. Например, один проповедник так и сказал: виновата была Вирсавия, зачем она купалась перед дворцом Давида. Апостол Павел пишет:     Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,   ( Титу 1-10)                                

 А теперь  я хочу вернуться ещё раз к тем моментам, когда мы исследовали,  кто была Рахиль  (невеста Иакова). По  библейской  хронологии она была  действительно дочерью Лавана и родилась, когда самого отца Иакова         (Исаака) не было на свете. Рахиль родилась, когда у Авраама  ещё десятки лет не было детей. А это значит, что не было Исаака.  А  Рахиль  была и примерно одного возраста с мамой Иакова Ревеккой. Они были двоюродными сёстрами. Сколько же лет было Рахиле, если Иаков встретил её только в конце жизни отца своего.  А он прожил 180 лет. Об  этом прямо написано  в Библии.

Но в этом не виноваты ни богословы, ни проповедники, но  так в Библии написано. Возникает молчаливый вопрос, кто написал эту историю?

Если вы, знакомясь с этой информацией нашли что-то полезное, поделитесь ею со своими друзьями и обсудите вместе.

Просмотров: 539

Комментарии закрыты.